Джомартова Сауле Абдразаковна

учитель биологии

Каргалинская средняя школа-гимназия № 2

  Разработка открытого урока по биологии 7 класс

Тема урока: "Отделы растений"
Цели и задачи урока:
 
	1. Обобщить знания учащихся о многообразии растений,
	  об эволюции растительного мира.
     	2. Формировать умения характеризовать основные 	
	  признаки отделов растений и сравнивать растения
	  разных отделов.
      	3. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде
1. Организационный момент.
2. Урок проводится в виде игры "Крестики-Нолики".

Перед началом урока выбирается жюри из числа учителей-биологов, для них изготавливаются ракетки с крестиком и ноликом, и при голосовании каждый поднимает одну ракетку, в зависимости от того ответы какой команды ему понравились больше. Кроме этого на магнитной доске вывешиваются задания с различными названиями, которые будут рассмотрены ниже. Так как класс делится на две команды, то необходимо заранее составить список этих команд и вывесить его на доске.

Одной команде даётся название

"Крестики"
другой, соответственно,
"Нолики"
и выбираются капитаны команд.

Желательно капитанов выбрать из числа сильных учеников, так как от его знаний зависит успех всей игры.

Прежде чем приступить к игре, учитель подробно объясняет её правила.

В начале проводится жеребьёвка какой команде начинать игру, а затем капитан выбирает название первого конкурса, на его место ставится крестик или нолик и таким образом выигрывает та команда, которая первая проставит все крестики или нолики соответственно.

1 конкурс:"Чёрный ящик"

- В класс вносится чёрный ящик в котором лежит предмет. Надо отгадать что лежит в чёрном ящике. Условия конкурса: поочереди каждый член команды задаёт всего один вопрос учителю, на который можно отвечать словами "да" или "нет". После заданных вопросов, команда, посовещавшись минуту, называет то, что по их мнению, лежит в ящике. (В ящик можно положить плоды растений, например яблоко или грушу, и учащиеся отвечают к какому отделу и семейству относятся эти растения).Жюри оценивает конкурс .

2 конкурс: "Интересный урок"

- В классе на столе раскладывается гербарий с растениями, относящимися к разным отделам. Каждый из участников берёт по экземпляру, внимательно его рассматривает и рассказывает о внешнем строении и месте обитания своего растения. Если игрок одной команды отвечает неправильно, то ход переходит другой команде. Выигрывает та команда, которая наиболее полно ответит и правильно определит растения. Гербарный материал не подписывается, поэтому жюри учитывает правильность определения самого растения и отдела к которому оно относится.

3 конкурс: "Ля-ля-ля! Жу-жу-жу!"

Задание каждой команде: надо спеть песню о растениях. На подготовку даётся одна минута. При оценивании учитывается правильность исполнения песни и вокальные данные учащихся.

4 конкурс: "Почемучки"

- Каждому участнику игры учитель задаёт всего один вопрос, начинающийся словом "почему". Он должен ответить, слово "не знаю" не употреблять. Оценивается правильность ответа. Вопросы:

1. Почему необходима классификация растений?

2. Почему растения семейства крестоцветных и розоцветных относят к классу двудольных?

3. Почему растения семейства злаки и лилейные относят к классу однодольных?

4. Почему водоросль - хламидомонада имеет зелёный цвет?

5. Почему низшим растениям для оплодотворения нужна вода?

6. Почему голосеменные получили такое название?

7. Почему покрытосеменные получили такое название?

8. Почему растения семейства крестоцветные так называют?

9. Почему околоцветник называют двойной и простой?

10. Почему спора менее приспособлена к окружающей среде чем семя?

и т.д. Проводится с учётом времени.

5 конкурс: "Раз-словечко, два-словечко"

- Командам даются листы на которых нужно написать названия растений. При этом указывается название и отдел к которому оно относится. Выигрывает та команда, которая напишет больше названий.

6 конкурс: "Я + ты = мы"

- Обеим командам раздаются дидактические карточки с заданием - определить по представителям, нарисованным в карточках - отделы растений, к которым они относятся и дать название этих растений. Жюри оценивает правильность и полноту ответа учащихся. Так как карточки одинаковые, то выигрывает та команда, которая быстрее ответит на вопросы.

7 конкурс: "Гвоздь урока"

- Обеим командам даётся таблица с вопросами по особенностям строения семейств цветковых растений.(таблица прилагается). Участники отвечают на вопросы и отмечают правильные ответы крестиками. Затем ответы отдаются жюри. У жюри имеется трафарет с правильными ответами, он накладывается на ответы учащихся и прокалывается с помощью булавок насквозь. Таким образом, по проколотым отверстиям на листочках можно быстро проверить работы и объявить результат.

8 конкурс: "Отгадайка"

- Каждая команда зачитывает по три загадки друг другу. Загадки учащиеся готовят сами, либо им предлагает учитель. При этом нужно учесть, что загадки не должны быть сложными. Примеры загадок:


Стоит Егорка                                     На лесной поляне
В красной ермолке                            Тридцать три сестрички
Кто ни пройдёт                                   Глазки золотые      
Всяк поклон отдаёт                            Белые реснички
      (Земляника)                                            (Ромашка)



Закутан ребёнок в сорок пелёнок
                          (Капуста)
Мягок, а не пух                     Что цветёт без цвету?
Зелен, а не трава                                 (Папоротник)
               (Мох)
Ягода - красна
Ягода - вкусна
Режь да соли!
Ешь да хвали!
    (Томат)

При отгадывании загадок желательно чтобы отгадывающие называли и семейство к которому принадлежит данное растение. Жюри оценивает количество правильных отгадок.

9 конкурс: "Ловись рыбка"

- Для этого конкурса рисуются на бумаге рыбки и пробиваются степлером. Отдельно берётся карандаш, к которому на ниточке прикрепляется магнит - так называемая удочка. Каждый участник ловит удочкой рыбку. На рыбке написаны части органов растения - корень, стебель, цветок. Затем все участники встают по порядку, чтобы нарисовать это растение. Первый рисует цветок и подгибает лист, второй рисует стебель и листья и подгибает лист, третий корень, а четвёртый даёт название. При этом жюри оценивает правильную последовательность расположения всех органов растения и звучность названия этого растения. Конкурс проводится одновременно, поэтому необходимо приготовить по две удочки и по четыре рыбки.

Целью данного урока

является в игровой форме дать учащимся понимание различий между отделами растений, сформировать умения и навыки выявления отличительных признаков разных растений, воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Данный урок был проведён в виде игры, для того чтобы заинтересовать учащихся, позволить им свободно общаться и обмениваться знаниями друг с другом, самостоятельно делать выводы. Кроме того учитывая возрастные особенности учащихся, я считаю эту форму урока наиболее приемлемой и рекомендую использовать.

Приложение:
Таблица к конкурсу "Гвоздь урока"
Названия семейств 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Крестоцветные * *
Розоцветные * *
Бобовые * *
Злаки * *
Паслёновые * *
Сложноцветные * *

Вопросы к таблице "Семейства цветковых растений"

1. Цветок состоит из 4 чашелистиков, 4 лепестков, 6 тычинок, из которых 4 длинных и 2 коротких, 1 пестика.

2. Лепестки цветка имеют особые названия: парус, вёсла и лодочка.

3. Плод - зерновка.

4. Цветок состоит из 5 сросшихся чашелистиков, 5 сросшихся лепестков, 5 тычинок и 1 пестика.

5. Плод - семянка.

6. Цветок состоит из 5 чашелистиков, 5 лепестков, множества тычинок и пестиков.

7. Плоды - стручки или стручочки.

8. Стебель растения - соломина.

9. На корнях растений, относящихся к данному семейству, имеются клубеньки.

10. Цветки в соцветиях разные - язычковые, трубчатые, воронковидные.

11. Среди растений данного семейства много ценных

12. К данному семейству относится много ядовитых растений.